Интернет-магазин Сельская магия
 Главная  Вход  Регистрация  Помощь
Травы Корни Цветки Плоды Грибы Кора Ягоды Шишки Хвоя Семена Для бани Продукты

Русские народные присловья Часть 2

РОМАНОВЦЫ

Схорони концы.—Барана в зыбке качали.

Когда-то в старину один из романовских поселян украл ягненка. Встосковался хозяин по ягненку! «Нельзя жить без него»,—всем он говорил. «Наложу руки на себя»,— кричала его жена. Сжалились православные над бедняками, ударили в набат. Сошлись миряне на сходку. Вот мир и придумал: идти с повальным обыском по домам, а как виноватого найдут—так без пощады в реке утопить. Приходят к вору с обыском. Романовец, прослыша про мирской приговор, спеленал ягненка и положил в колыбель. Входят миряне. Романовец качает барана, будто свое дитя. «А где, родимый, ты спрятал-то барана?» — говорили ему старики. «Вот вам правая рука! даю чрез милое дитя, и чтобы ему с матерью на ноже поторчать»,—отвечал романовец старикам.

 

РОСТОВЦЫ

Вислоухие. Лапшееды.— Озеро соломой зажигали.— У нас-ти, в Ростове, чесноку-ти, лука-ти много, а навоз-ти все коневий.

Вислоухими старики прозвали ростовцев за зимнюю шапку с длинными ушами; лапшеедами — за любимое их кушанье, лапшу.

Когда-то в Москве понадобилось много рыбы. Послали батраков с наказом по городам: свозить рыбу в Москву. Такие прибыльные вести дошли до Ростова. В то время на дворе стояли крещенские морозы. Озера все замерзли. Думают ростовцы: где же взять рыбы? Не стать из снегу валять. Думали день — не придумали; на другой собрались и порешили: снять с крыш солому, да соломой и растопить озеро. Снесли солому с крыш и принесли на озеро. «Ну, ребята,—говорит староста,— зажигай на счастливую!» Запылала солома, что твой Иванов день. Озера не растопили, только деревню спалили.

 

РЯЗАНЦЫ

Кособрюхие.—Мешком солнышко ловили.— Блинами острог конопатили.

Когда-то рязанцы воевали с москвичами. Сошлись стена с стеной, а драться никому не хочется. Вот москвичи и догадались: пустить солнышко на рязанцев: ослепнут, де, они: тогда и без бою одолеем их. Засветило солнышко с утра, а москвичи и стали махать шапками на рязанскую сторону. Ровно в полдень солнце поворотило свой лик на рязанцев. Догадались и рязанцы: высыпали из мешков толокно и стали ловить солнышко. Поднимут мешки вверх, наведут на солнышко да и тотчас завяжут. Поглядят вверх, а солнышко все на небе стоит как вкопанное. «Несдобровать нам,— говорили рязанцы,—попросим миру у москвичей; пускай солнце возьмут назад». Сдумали и сделали.

Когда-то прогневался воевода на рязанцев и грозил им большой бедой. Проходит год, проходит два; а воевода все не выдумает большой беды. Наступила масленица. Запировали рязанцы. Бьет воевода в набат; сбираются православные на базар. Идет воевода—не кланяется, а подошел к людям, молвил: «Вы, де, и забыли, что острог не замшен. Конопатить скорей». До того ли рязанцам было; у всех одно на уме: блины. Вот и придумали мужики: всех блинов не поедим; пост на носу. Законопатим острог блинами. Сдумали и сделали. Идет воевода смотреть острог. Смотрит: везде крепко. «Давно бы так-то,— говорил воевода рязанцам,— слушались меня».

 

СМОЛЬЯНЕ

Якой губерни? Смоленской. Якого уезда? Города Драгобужска. Якой волости? Демьяновой посады. Якого села? С Ивановой усадьбы. Якого барина? Про то не ведам.

Крупинники.— Хоть бейся о Малоховские ворота.— Крепок, как Малоховские ворота.

 

СТАРИЧАНЕ

Петуха встречали с хлебом с солью.

Прослышали старичане, что в их город Старицу идет грозен посол. «Надо умилостивить грозного посла»,— говорили старики на мирской сходке. «Вы, люди старые, придумайте, пригадайте, а мы, молодые, не прочь от вас». Придумали старики: напечь пирогов с яйцами и идти за город с поклоном на встречу к послу. По сказанному, как по писанному, все было сделано. Прибежали ребята с поля, поведали всем: «Пришел грозен посол; стоит у города; шуба навыворот; сам низенек, а поперек о пяти охват, словечка не молвит, а шипит только». То не грозен посол подходит к Старице, а залетел индейский петух. Вышли старичане встречать грозна посла. Встречали по-старому, все без шапок, а старики говорили петуху: «Вот тебе пирог и яйцы, не погуби наш город Старицы».

Возьми сорок алтын?—Сороци, не сороци, а меньше рубля не отдам.

 

СПАСЦЫ

Откуда ты, молодец? Спасский купец. Чем торгуешь? Красным товаром: сальными свечами и чистым дегтем.

 

СТАРОРУСЦЫ

Лошадь съели, да в Новгород писали, чтоб еще прислали.

 

СУДИСЛАВЦЫ

Грибовики.

 

СОЛИГАЛИЧАНЕ

Бревенщики.— И звестняки.

 

СУЗДАЛЬЦЫ

Мизенники. Мазалы.

В Суздале да в Муроме богу помолиться, в Вязниках погулять, в Шуе напиться.

 

СЕРПУХОВЦЫ

Дядя едет из Серпухова, бороду гладит, а денег нет.

 

СИБИРЯКИ

Сибирь Золотое Дно.

 

ТАМБОВЦЫ

Молоканы.— Хрептуки степные.

 

ТВЕРИТЯНЕ

Рапушники.— Забегай, забегай! А что? Не видишь, что куница бежит. Это собака с Клементьева двора. Ну, так пускай себе бежит.—Новоприведенная девонька.—Цуканы.

 

ТИХВИНЦЫ

Свято то место, где тихвинца нет.— Козу на колокольню тащили.

 

ТОРОПЧАНЕ

Таботеры.— Торопчанина обманет цыган, цыгана жид, жида грек, а грека черт.

Говорят старики, что такое новогородское присловье о торопчанах разошлось из Новгорода по всем городам, когда цыган выменял лошадей на лапти во всем Торопце.

 

ТРОИЧАНЕ

Поляки с пушками, а мы с клюшками. Это относится к осаде Троицкой Сергиевой лавры при тушинском самозванце.

 

ТУЛЯКИ

Стальная душа.—Блоху на цепь приковали.— Бачика, присядь, присядь, чижи летят.—Хорош заяц, да тумак; хорош малой, да туляк.—Живет в Туле да ест дули.—Бей челом на Туле, ищи на Москве.

Очень-очень давно было, когда тульские оружейники занимались разными проказами, а этого времени, по всем расспросам, никто уже не помнит: тогда, говорят старожилы, они любили сидеть под мостом и встречать проезжих гостей. В эти-то времена они заслужили себе присловье: «Хорош малой, да туляк».

В старину тульские оружейники бывали большие охотники до чижей и соловьев. С начала весны они отправлялись ловить по лесам певчих птиц. Когда-то отец с сыном долго бродили по лесам, без всякой удачи. Отец влез на дерево посмотреть, а сын расставлял тенета и сыпал для приманки семячко. Вдруг полетели чижи. Отец этого не видал. Сын кричит ему: «Бачика! присядь, присядь, чижи летят». Отец все посматривает вдаль. С досады и отчаяния потерять чижей, сын берет дубинку и сталкивает отца с дерева.

 

УСОЛЬЦЫ

Огуречники.

 

УСТЮЖАНЕ

Красноязыки.— Черносеребрянники.—Мазы.

 

УГЛИЧАНЕ

Не босъ, не бось, батька! ведь это не наше.

Было время, говорят старики, которого давно никто не помнит, ненастное и голодное; в это-то время собрались углицкие мужики, отец с сыном, поворовать с горя. Ночь была темная, а отец, на беду, еще был и подслеповат. Как вышли из двора, то и дорога пропала. Пропели третьи петухи, и дорога сыскалась, когда уже прошло золотое время. «Поди, батько,— так говорил сын отцу,—ты посмелей меня». Как на беду, отец куда ни придет, везде мерещится ему свой дом. Сын указал отцу чужой дом. Лезет старик на сыниных плечах, и за что ни дотронется, все как будто свое берет, а сын ему кричит: «Не бось, не бось, батько! ведь это не наше!»

 

ХОЛМОГОРЦЫ

Заугольники.

Как-то раз Петр Великий проезжал в Архангельск; холмогорские староверы, из страха, боясь приблизиться к государю, смотрели на него из-за угла. С тех пор будто соседи стали их называть заугольниками.

 

ЧУХЛОМЦЫ

Чухломском рукосуй! Рукавицы за пазухой, а других ищет.

 

ШУЯНЕ

Кабы мне крепкого мыльца.

Беса в солдаты отдавали.—В Питере бывал, на полу сыпал и тут не упал.


Травы для бани | Травы для виноделия | Травы для чайных напитков | Травы для косметики |
Травы для кулинарии | Травы для магии | Рецепты косметики